Бизнес-план по полочкам: зачем, о чем и как правильно

Бизнес-план — это обязательный документ для открытия компании с нуля или очередного этапа ее развития. Необходимый в первую очередь для самого предпринимателя.

Проработав все разделы этого документа, вы получите четкое и осознанное понимание реальных возможностей, перспектив и вероятных рисков своей бизнес-идеи. И аргументы за и против ее воплощения — не только для себя, но и для возможных партнеров и инвесторов.

Зачем бизнесу план развития

Мировая статистика знает, что в первый год существования закрываются 80 % предпринимателей и малых фирм, а 50 % не живут больше 5 лет. В Украине в первую пятилетку деятельности закрываются 95 % компаний.

Украинское Министерство цифровой трансформации составило список проблем, о которые разбиваются лодки и корабли бизнеса. В перечне больше 200 пунктов, в числе первых: 

  • Отсутствие финансирования.
  • Неумение диверсифицироваться.
  • Недостаточная подушка безопасности или ее отсутствие.
  • Нехватка знаний. Проблема начинающих в первый год — управление компанией.
  • Проблема развивающегося предприятия — масштабирование.
  • Кризис бизнес-модели, проблема с выходом на новые рынки.
  • Проблемы с кадрами, особенно в регионах.

  • Все эти трудности может заблаговременно выявить бизнес-план.

    И для дела с нуля и для компании на очередном этапе развития важны знания и правильная оценка: рынка, конкурентов, своих возможностей и активов.

    Все эти моменты вы прорабатываете, составляя стратегию работы по заданной структуре (подробно разберем ее дальше). Поэтому бизнес-план, особенно для малого бизнеса, — это основа основ.

    У бизнес-планирования несколько целей:

  • Изучить рыночную нишу, конкурентов, целевую аудиторию.
  • Определить сильные и слабые стороны предприятия.
  • Сформулировать количественные и качественные показатели, которые обозначат задачи и этапы развития бизнеса.
  • Выявить потенциальные трудности и проблемы, минимизировать риски.
  • Привлечь поддержку инвесторов и акционеров.

  • На сколько лет составлять бизнес-план? События последних лет подсказывают, что 5 лет — уже большой срок. Слишком быстро развиваются технологии, меняя покупательские потребности и привычки, а с ними — методы маркетинга и способы продаж.

    Даже стратегии, рассчитанные на 3 года, редко выполняются в полном объеме. Поэтому в них должны быть предусмотрены контрольные точки (полгода, год и так далее), достижение или недостижение которых просигнализирует, что пора делать коррективы.

    Бизнес-план самостоятельно: какой выбрать шаблон

    Чтобы понять, как составить бизнес-план, нужно определить, кто будет его читать. То есть для каких целей вам нужен такой документ.

    Планы разделяются на внутренние и внешние:

  • Первый нужен, чтобы обозначить оптимальный путь достижения значимой бизнес-цели. Он определяет:
    1. состояние компании и ее ресурсов в данный момент;
    2. показатели, которых нужно достичь;
    3. пути достижения — основной и альтернативные.


    Для разработки такого документа бывает полезно привлечь эксперта со стороны — человека, который хорошо знает вашу сферу деятельности и оценит положение дел в компании свежим взглядом.

    Внутренний бизнес-план должен быть максимально реалистичным, учитывая даже худшие варианты развития событий.

  • Внешний план нацелен на то, чтобы презентовать бизнес и обосновать его привлекательность: для кредиторов, инвесторов или акционеров. Он должен быть логичным и структурированным, содержать подробные расчеты и наглядные материалы. Степень детализации и объем использования профессиональной терминологии зависят от целевого читателя. 

  • Составление бизнес-плана для бизнеса в Украине стоит от 7 до 15 тыс. грн и занимает до 10 дней. Самостоятельная работа над ним потребует больше времени, зато сэкономит деньги и даст вам глубокое понимание ситуации. 

    Интернет предлагает примеры бизнес-планов для конкретных сфер деятельности. И описание шаблонов, по которым можно строить свой документ. 

    Чтобы правильно выбрать структуру, важно знать, чем отличаются два самых распространенных шаблона бизнес-планов. 

    Стандарт от ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития) рассчитан на производства: им предусмотрены описание способов производства и его ресурсов. 

    Шаблон бизнес-плана имеет такую структуру:

  • Титульный лист.
  • Меморандум о конфиденциальности.
  • Резюме.
  • Анализ предприятия: история развития, текущее состояние, оргструктура, финансовое положение.
  • Подробное описание проекта: общая информация, инвестиционный план, анализ рынка, описание производственного процесса, финансовый план и экологическая оценка.
  • Потребность в финансировании и его механизм: график получения и возврата кредитных средств, залог и поручительство, SWOT-анализ и оценка рисков.
  • Приложения.

  • Стандарт от UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) более широкий. Он позволяет подробно описывать процессы, поэтому подходит не только для производств, но и для стартапов и компаний, ориентированных на услуги.

    Поскольку большинство действующих предприятий малого бизнеса и начинающих физлиц-предпринимателей работают (планируют работать) в сфере торговли и услуг, в следующем разделе подробно рассмотрим структуру именно такого документа.

    Бизнес-план: пример и структура

    Документ по стандарту UNIDO состоит из 11 разделов.

    1. Титульный лист

    Как понятно из названия, представляет бизнес и проект: название, даты составления и реализации, главные цифры.

    2. Резюме

    Несмотря на то, что резюме открывает документ, составлять его лучше в самом конце. На завершающем этапе будет легче сформулировать и лаконично изложить содержание идеи и ее количественные цели.

    Что должно быть в резюме? То, что заинтересует инвестора. Убедительные цифры и конкурентные преимущества, включая: 

  • сумму инвестиций,
  • сроки кредитования,
  • гарантии возврата,
  • прогноз выручки от реализации продукта,
  • прогноз прибыли,
  • срок окупаемости.
  • Резюме — визитная карточка бизнес-плана. Оно не превышает двух страниц и при этом раскрывает всю существенную информацию:
  • Сущность бизнеса.
  • Какую проблему должен решить проект.
  • Каким вы видите решение.
  • Ваш рынок, целевой покупатель и конкуренты.
  • Ваша команда.
  • Финансовый план.
  • Какое вам необходимо финансирование.

  • Резюме должно быть емким, понятным и аргументированным. Чтобы прочитав его, инвестор захотел изучить весь документ.

    3. Описание отрасли и компании

    Раздел представляет детальный анализ ситуации на рынке, основных конкурентов, тенденций и технологий, цен. С графиками, диаграммами и ссылками на достоверные источники.

    Оценку текущего состояния бизнеса, включая SWOT-анализ. Для новой компании — планы, потенциал и перспективы.

    4. Описание продукта

    В зависимости от того, товар у вас или услуга, нужно выбрать и раскрыть такие моменты:

  • название;
  • область применения;
  • характеристики, включая экологичность и возможность утилизации;
  • необходимость в патенте, авторских правах, лицензии, сертификате качества, и их наличие;
  • условия и срок эксплуатации;
  • необходимость и наличие сертификата качества;
  • гарантии и сервисное обслуживание;
  • условия поставки.

  • С учетом характера услуг могут понадобиться описание методик, графика занятий или процедур, материальной, информационной и законодательной базы.

    5. Продажи и маркетинг

    Раздел о способах продвижения, рекламы и продаж. В нем должно быть подробно описаны:

  • ваши покупатели, розничные и оптовые;
  • преимущества продукта и уникальное торговое предложение;
  • позиционирование;
  • факторы, определяющие стоимость продукта, и порядок формирования цены;
  • создание упаковки и ее маркетинговые функции;
  • стратегия и бюджет маркетингового продвижения;
  • потенциал для роста продаж;
  • необходимость сервисной поддержки;
  • стратегия продвижения продукта и компании как бренда, работы на репутацию.

  • Подкрепить этот раздел могут примеры рекламы, стратегия контент-маркетинга, в том числе SMM-продвижения.

    6. План производства

    Должен содержать детальное описание производственных процессов, основные расчеты и выводы:

  • объемы производства и потенциал роста;
  • необходимость сотрудничества с субподрядчиками и, соответственно, его схемы;
  • потребность в приобретении оборудования и его аренде;
  • количество персонала и затраты на заработную плату;
  • потребность в складских помещениях;
  • перечень сырья и каналов его поставок, анализ цен;
  • расчет постоянных и переменных издержек.

  • Если вы используете оригинальные и инновационные технологии, их нужно представить инвестору. В форме, которая заинтересует, но не раскроет коммерческую тайну.

    7. Организационный план

    Представляет компанию с профессиональной точки зрения, дает основные сведения о персонале и его квалификации:

  • форма собственности и физический адрес;
  • организационная структура;
  • руководство и ведущие специалисты: компетенции, полномочия и ответственность;
  • способы мотивации и обучения персонала, повышения уровня его квалификации — в разрезе успешной реализации бизнес-плана.

  • Для новой компании организационный раздел должен включать еще описание юридического оформления деятельности.

    8. Финансовый план

    Ценность этого раздела в максимально подробном и наглядном обосновании финансовой привлекательности бизнес-проекта.

    Первая часть — анализ затрат:

  • на подготовительный и основной периоды;
  • обслуживание кредита;
  • выплату заработной платы;
  • уплату налогов.
  • Также финансовый план включает в себя:
  • прогноз продаж;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • балансовый отчет;
  • описание основных направлений использования инвестиций;
  • отчет о движении наличных средств.

  • Важная часть финансового раздела — стратегия выхода с рынка, то есть перспективы продажи компании. В качестве возможности для инвесторов получить прибыль от своих вложений.

    О сроках: обычно от финплана ожидают ежемесячные прогнозы на первые 12 месяцев работы и годовые прогнозы минимум на следующие 3 года.

    Возможно, к подготовке этого раздела следует привлечь профильного специалиста.

    9. Оценка эффективности проекта

    Для расчета эффективности используют несколько основных показателей:

  • срок окупаемости;
  • индекс рентабельности;
  • внутренняя норма доходности;
  • чистая текущая стоимость проекта (NPV);
  • анализ безубыточности.

  • В комплексе они дают общую картину перспектив прибыльности и окупаемости проекта и понимание размеров необходимых инвестиций.

    10. Гарантии и риски

    Раздел, где рассматриваются потенциальные угрозы и риски для компании. Последние могут быть внешними и внутренними: рыночными, политическими, конкурентными, товарными, технологическими, управленческими.

    Приводится прогноз возникновения каждого из этих факторов и план минимизации его влияния на бизнес. 

    Описываются гарантии, которые имеет компания, и выводится коэффициент финансового риска (отношение собственных средств к заемным). Риск тем ниже, чем ближе этот коэффициент к нулю.

    11. Приложения

    Здесь собираются все документы, которые могут подкрепить факты, расчеты и аргументацию бизнес-плана:

  • официальная статистика;
  • договоры с контрагентами;
  • гарантийные письма;
  • лицензии и сертификаты;
  • подтверждение квалификации топ-менеджмента и ведущих сотрудников;
  • большие расчеты и схемы;
  • фотографии и эскизы.

  • Содержание бизнес-плана и приложения связывают ссылки на них в основном тексте.

    Бизнес-план в Украине: чего ожидают центры занятости

    По результатам опроса украинцев, который в апреле 2020 года провела Noblet Media CIS, 37 % из них хотят создать свою компанию. Те, кто зарегистрируется как безработные в центрах занятости, могут рассчитывать на финансовую помощь от государства.

    Полезно знать:

    1. Сумма рассчитывается отдельно, в зависимости от зарплаты и страхового стажа. В целом ее размер приравнивается к общей сумме выплат от Фонда социального страхования, за вычетом уже выплаченных. То есть максимальную помощь можно получить, побыв зарегистрированным безработным месяц.
    2. Средства не нужно возвращать. Но если вы в последние два года регистрировались как ФЛП и не вели предпринимательскую деятельность, или, тем более, уже получали такую помощь и не использовали ее на развитие бизнеса, вам откажут.
    3. Лучше подавать документы в конце года или в самом начале — чтобы попасть под распределение средств из нового бюджета. 


    Тому, как создать свое дело и написать бизнес-план для ФЛП в Украине, вас научат на специальных курсах при центре занятости. Строгих требований нет, но будет плюсом, если обоснуете пользу своей деятельности для вашего населенного пункта, «попадете» в специфику региона. И обозначите конкретные измеримые сроки.

    По отзывам, пример бизнес-плана и советы по его написанию можно получить и у сотрудников службы занятости.

    Как составить бизнес-план без ошибок

    Шесть основных ошибок при составлении плана для бизнес-деятельности:

  • Поверхностный анализ. В перспективе приведет к тому, что запланированное не состоится. Вникайте во все детали, пользуйтесь помощью экспертов и членов своей команды. Не забывайте об особенностях сезонного спроса, влиянии климатических условий на затраты по содержанию помещений и других нюансах.
  • Сложная узкоспециальная лексика. Не должна затруднить понимание документа кредиторам, сотрудникам госорганов или другим представителям инвестора. Если без терминологии обойтись нельзя, план можно дополнить глоссарием.
  • Неправдивые или нереалистичные данные. Будьте готовы обосновать каждую цифру.
  • Отсутствие конкурентов и рисков. Так не бывает. Если вам нечего написать в соответствующих разделах, значит, ваш анализ был недостаточно глубоким.
  • Ошибки и опечатки, слабая структура, нечитаемый шрифт. Неаккуратность в оформлении важного документа говорит о вашем несерьезном отношении к делу в целом.
  • Слишком большой объем. Универсальных рецептов здесь нет, но желательно поместиться в 20-25 страниц без приложений.

  • Часто лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Поэтому стоит поискать примеры готовых бизнес-планов для вашей сферы бизнеса и, возможно, взять их за основу.

    Чувствуете, что пора осваивать новые рынки или продукты или хотите реализовать давнюю идею? Разработать бизнес-план — это полезно. С ним вы будете информированным, сосредоточенным на существенных бизнес-процессах и лучше подготовленным к сложным ситуациям.