Обзор эко-трендов дизайна упаковок и рынка органических продуктов в Украине

Эко продукция — это общее название товаров, произведенных из экологически чистого сырья, без использования химических красителей и других веществ, созданных искусственно. 

Чаще всего, под этим термином понимают продукты питания, выращенные натуральным способом, то есть, с применением только органических удобрений и кормов.


Однако, направление на «экологичность» распространилось и на другие сферы. Например, в моду входит одежда из натуральных тканей (льна или хлопка) без искусственных красителей, переработанный океанический пластик используется для производства корпусов для бытовой техники и электроники, крепежных элементов, отделочных материалов и много другого.

Широкую популярность завоевывают разнообразные средства бытовой химии и гигиенические средства. Их экологичность позволяет избежать аллергии на активные составляющие, а также допускает использование в частных домах с септиками, работающими с участием, разлагающих нечистоты, бактерий. В этих случаях, производители никогда не забывают упомянуть об эко происхождении своего продукта на упаковке и в рекламе, а также повысить на него цену.

Эко-продукция — что это и насколько она полезна

Никто не станет спорить с тем, что избыток химических добавок в пище может оказать пагубное влияние на человека. Приверженцы эко продукции убеждены, что переход на продукты, полученные без использования комплексных минеральных удобрений, гербицидов, добавок, антибиотиков для скота и птицы, принесет только положительные эффекты. Они во многом правы, к тому же, причинами одной из самых распространенных болезней современности — аллергии — очень часто становятся химические вещества, входящие в состав красителей и усилителей вкуса.

Однако, использование только эко продукции — это не панацея от всех проблем, а только одно из составляющих по-настоящему здорового образа жизни. Что же касается аллергии, то не менее часто она вызывается вполне природными возбудителями — той же тополиной пыльцой, например.

Говоря о пользе эко продуктов, стоит помнить, что они, действительно, менее вредны для здоровья и поэтому востребованы в современном мире. Этим пользуются производители самых разнообразных товаров, щедро украшая упаковки своей продукции надписями «эко», «органик», «био» и прочими.

Эко-продукция — плюсы и минусы

Продукция эко позволяет снизить количество консервантов, красителей и прочих нежелательных веществ, попадающих в организм. Особенно это актуально для детей и пожилых людей, а также тех, кто страдает хроническим расстройствами пищеварения и иммунитета. Убеждение многих людей, что натуральный органический продукт всегда полезнее произведенного с использованием всех достижений науки, имеет под собой веские основания. Научными исследованиями доказано, что употребление в пищу экологически чистых продуктов улучшает общее состояние здоровья, если соблюдать общие правила здорового питания.


Как и всякое заметное явление, мода на органические товары имеет и отрицательные стороны. Современный уровень урожайности и себестоимости большинства продуктов достигнут, во многом, благодаря всестороннему внедрению разнообразных химических веществ — удобрений, средств борьбы с сорняками, вредителями и болезнями культурных растений.

Европейские ученые провели ряд исследований, которые позволили теоретически рассчитать перспективы перехода всех посевов на органические удобрения. Результаты неутешительны — средняя урожайность зерновых культур при этом снизится почти вдвое. К тому же, возможности животноводства в плане поставки органических удобрений на поля ограничены, и способно обеспечить лишь две трети от существующих площадей посевов. Такой радикальный переход приведет к резкому росту цен на все продукты и обострению проблемы голода.

Так что, пока еще рано целиком переходить на натур продукты, но можно искать, находить и внедрять способы уменьшения содержания нежелательных веществ в пище.

Несмотря на минусы, популярность органик товаров в мире растет. Особенно это заметно на фоне генномодифицированных продуктов, которым большинство потребителей откровенно не доверяют из-за опасения последствий их употребления.

Что касается производителей, то для большинства из них эко продукция — это отличный способ увеличить спрос и прибыль. Многие крупные фирмы добавили в линейки своих товаров эко продукцию, при этом органик товары резко отличаются упаковкой, а при маркетинговом продвижении, их экологичность является лейтмотивом всей рекламной компании. Упоминания о натуральном происхождении можно увидеть:

  • на упаковках;
  • в рекламных роликах и на билбордах;
  • в слоганах и текстах на самом товаре;
  • даже материалы для упаковки обычно подбираются более экологичные.

  • Однако, есть компании, твердо убежденные в том, что натуральные продукты действительно во всем превосходят аналоги, полученные с использованием технологий.

    Эко-мода, тренды и регулирование в сфере производства

    Эко-продукция, купить которую сегодня можно практически в любом магазине, далеко не всегда оказывается действительно экологически чистой. Дело в том, что любой украинский производитель может размещать на упаковке своих товаров пометки типа «натур» или «органик». Это всего лишь элемент маркетинга, служащий для привлечения покупателей, озабоченных составом продуктов на своем столе. Для получения настоящей, весомой отметки, которая стопроцентно подтвердит принадлежность продукции к нише экологически чистых, требуется прохождения сертификации в специальных организациях.

    Наиболее распространен в Украине сертификат соответствия экологическим нормам Европейского Союза. Выдается такой документ после доскональной проверки продукции, условий ее выращивания и переработки. С таким сертификатом можно экспортировать товары в страны ЕС, поэтому его значок на упаковке (зеленое поле с белыми звездочками, складывающимися в рисунок листа) — гарантия того, что продукт натуральный во всех отношениях.

    Помимо общеевропейского стандарта экологической безопасности, существуют и национальные сертификаты, выдаваемые отдельными государствами:

  • Германия обозначает эко продукцию бело-зеленым шестиугольником с надписью «Bio»;
  • квадратный символ с вписанными буквами АВ проставляется на органических товарах Франции;
  • на значке из Италии изображена ладонь, держащая зеленый лист.


  • Украинские производители органической продукции активно борются за свои интересы на законодательном уровне. Так, в 2014 году по инициативе ведущих эко-производителей, был принят закон, запрещающий размещать на логотипах и упаковках указания на натуральное происхождение товара, если оно не подтверждено сертификатом. К сожалению, механизм практического действия закона пока еще не отлажен, что позволяет недобросовестным фирмам спекулировать на модном тренде, фактически вводя покупателей в заблуждение.

    Как купить эко-продукцию для дома

    Когда покупателю предлагается та или иная эко продукция, что это действительно натурально изготовленный товар, понять можно только по наличию на упаковке специальных обозначений. Специалисты рекомендуют искать значок соответствия экологическим стандартам Евросоюза — такой сертификат заслуживает наибольшего доверия.

    На внутреннем рынке Украины с 2017 года действует национальный логотип, для получения которого необходимо пройти сертификацию в одном из 15 специализированных центров. Наличие на упаковке этого значка также подтверждает соответствие продукции экологическим стандартам.

    Что касается надписей вида «Только натуральный состав» и им подобных, без логотипов сертификации они не дают никакой гарантии того, что перед покупателем действительно эко-продукция для дома. А вот метку «Эко» разрешается размещать только на полностью органических товарах, но до сих пор не все производители честно следуют этому правилу.

    Внешние признаки органических продуктов (с сертификатом ЕС)

    Для того чтобы определить, что на прилавке лежит действительно стопроцентная органика, сертифицированная по европейским стандартам, нужно внимательно рассмотреть все отметки на упаковке. Подлинное подтверждение экологичности товара по правилам ЕС должно содержать:

    1. Непосредственно логотип — он выглядит как листок из белых звездочек на зеленом фоне.
    2. Отсылка на страну, в которой произведен продукт (UA — международное обозначение Украины).
    3. Кодовый номер контролирующего органа, выдавшего сертификат.

    Только наличие всех элементов может дать стопроцентную гарантию, что товар полностью соответствует всем требованиям, причем достаточно строгим, которые Европейский Союз предъявляет к органической эко-продукции.

    Правила для эко-продукции и эко-бренды Украины

    Действующие законы регламентируют права производителей помещать на упаковки своих товаров надписи «эко», однако не все изготовители продуктов питания играют честно. К примеру, компания «Эко Улитка», производящая дорогостоящий деликатес — виноградную улитку — в маркетинговом продвижении активно использует заявления об экологической чистоте товара и условий его выращивания. Однако действующего сертификата эко-стандартам у компании не имеется, и, судя по всему, в ближайшее время получать его руководство не намерено — продажи и без этого идут вполне успешно.

    На украинском рынке есть и компании, честно следующие всем правилам для эко товаров. Среди наиболее активных производителей органики можно отметить:

  • молочные продукты Organic Milk — обширная линейка, в которой найдутся товары на любой вкус;
  • «Хлібіо», производит большой ассортимент хлебобулочных изделий;
  • производитель чая различных сортов MOL’FAR;
  • крупный аграрный холдинг «ЭтноПродукт» и другие.


  • Характерно, что на экологически чистые продукты обратили внимание и крупные торговые сети. Во многих сетевых магазинах появляются отделы, наполненные органикой, а сеть «Эко-Лавка» специализируется только на украинских эко-товарах.

    Целевая аудитория эко-продукци

    Чаще всего, органические продукты приобретают люди, имеющие активную жизненную позицию и доходы выше среднего. Потребление эко продукции больше в столичных и крупных городах, в сельской местности многие люди предпочитают самостоятельно выращивать чистые продукты. Молодежь меньше склонна питаться органикой, чем люди среднего возраста — от 35 лет и старше.

    Постоянные потребители эко-товаров — вегетарианцы, веганы и другие последователи модных течений. Они искренне считают, что своим выбором влияют на состояние экологии. Для таких потребителей важен не только товар, но и его упаковка.

    Эко-упаковка для продуктов: дизайн и материалы


    Разработчики дизайна упаковки для эко продукции создали особый «экостиль» внешнего оформления товаров. Его отличительными чертами являются:

  • отсутствие ярких ненатуральных цветов: преобладают белый, зеленый, желтый и коричневый;
  • материал для упаковки выбирается натуральный — бумага, картон или стекло, но никакого пластика;
  • если пластик присутствует, то он непременно биоразлагаемый, о чем сообщают специально нанесенные надписи;
  • нарочитая простота в дизайне — шрифт «от руки», простые акварельные рисунки и так далее;
  • чем больше зелени — травы, листьев — тем лучше.
  • Эко-продукция: упаковка и цена

    Для успешных продаж эко продукции упаковка важна почти также, как и состав продукта. Люди не станут покупать органику в обертке, покрытой яркими «химическими» красками, даже если имеются все необходимые подтверждающие символы. Поэтому в задачу дизайнера входит сделать упаковку такой, чтобы при одном взгляде на нее рождались мысли о чистоте природы и личном здоровье.

    По данным исследований, органическая продукция стоит несколько дороже, чем ее обычные аналоги. Это связано не только с более дорогим производством, но и спросом на украинские эко-товары на европейском рынке. Производители товаров, востребованных в Европе, часто повышают цены и для покупателей внутреннего рынка.