Фирменный бланк — это один из самых значимых элементов корпоративного стиля. Нередко именно с письма на таком бланке начинается первое знакомство с компанией ее потенциальных партнеров и клиентов.
Особенно важен качественно сделанный фирменный бланк на этапе становления фирмы, когда она только нарабатывает имя и деловую репутацию.
Фирменный бланк решает сразу несколько задач:
- Работает на бренд. Документ на хорошей бумаге и с продуманным дизайном — показатель статуса компании, серьезности ее предложения и уважения к адресату.Бумаги разного содержания на фирменных бланках используют и для внутренней переписки, и для внешних деловых коммуникаций.
Разработка дизайна для бланка компании обычно входит в комплекс работ над созданием ее фирменного стиля. Но в разработке шаблонов для деловой полиграфии значима не только эстетическая составляющая: есть нормы делопроизводства, которые необходимо учесть.
Типовая инструкция по делопроизводству (приказ Минюста Украины № 1571/5 от 25.10.2012) устанавливает, что организации и учреждения могут изготавливать и использовать три вида бланков:
- Общий — для разных видов документации. На таких шаблонах не указывается название документа.Требования к форматам страниц зависят от вида и содержания документов: можно использовать форматы А4 и А5, для резолюций и поручений — А6, для больших таблиц — А3.
При создании дизайна фирменного бланка предприятия нужно учитывать также стандартные размеры для полей (это минимум):
- верхнее и нижнее — по 20 мм;В Украине есть отдельный национальный стандарт (ДСТУ 4163-2003), который определяет содержание бланков и документов, их обязательные элементы (реквизиты) и правила размещения этих элементов.
Реквизиты, которые должны быть на фирменном бланке организации:
- логотип или товарный знак;Не обязательны, но могут использоваться:
- изображение наград;Несколько важных моментов о реквизитах:
- Герб Украины использовать могут только государственные организации.Чтобы фирменный бланк создавал выгодное впечатление о компании, нужны профессиональный продуманный дизайн и безупречное полиграфическое исполнение.
Полиграфисты рекомендуют изготавливать бланки из бумаги плотностью 80 г/кв. м, которую легко принимают любые принтеры.
Фактурная дизайнерская бумага, безусловно, выделит документ из общего ряда и добавит несколько пунктов к солидности впечатления от компании. Но этот вариант значительно более затратный: дороже и бумага, и оргтехника, которая сможет с ней работать.
Впечатляюще выглядит глянцевая мелованная бумага, но и на ней аккуратно напечатать сможет не каждый принтер.
Визуальной выразительности бланка отлично послужит его цвет: в зависимости от дизайна можно использовать оттенки кремового, бежевого, другие светлые тона.
Документ на цветном носителе сразу заметен. Но не менее убедительными будут шаблоны белого цвета, в дизайн которых внедрены цветные элементы.
Отправные точки в выборе дизайнерского решения для корпоративной полиграфии — фирменный стиль, то есть цвета и шрифты, и характер бизнеса. Стиль бланка должен соотноситься с ценностями и особенностями бренда. Примеры шаблонов писем для юридической компании, ресторана и производителя труб наглядно демонстрируют, как на дизайн полиграфии влияет специфика бренда:
Есть несколько основных приемов в дизайне фирменных бланков:
Обычно фирменные бланки разрабатываются в комплекте с другими печатными идентификаторами бренда: визитными карточками, конвертами, папками. Вот несколько примеров, которые иллюстрируют разные приемы дизайна:
Основное правило: художественные приемы не должны быть в ущерб функциональности. Грамотно сделанный шаблон легко воспроизводится в печати, а выполненный на нем текст — легко читается.
Фирменный бланк это не просто форма для документов. Это инструмент маркетинга, который помогает деловым коммуникациям бренда быть индивидуальными и узнаваемыми. Для разработки корпоративного стиля, а в его составе — фирменного бланка нужны специальные знания и понимание особенностей бренда и свежий взгляд дизайнера.