Шрифт для логотипа: как связать буквы и смыслы

Автор статьи - арт-директор Никита П.

Шрифт для логотипа — это не просто набор символов и знаков (графем) заданного размера и начертания. Каждый шрифт имеет собственный графический рисунок, которым передает настроение и характер текста. Это именно та форма, которая определяет эмоциональное содержание.

Типографика не всегда обращает на себя внимание, но обязательно оставляет впечатление от слов, которые ею написаны. Эффектность и заявка на премиальность, чувство уверенности и силы, ощущение легкости и искренности — эти и любые другие чувства, вызванные фирменным знаком, во многом определяются стилем его букв.

Поэтому шрифт для логотипа — это один из четырех инструментов (вместе с формой, символом и цветом), которые создают образ бренда для его клиентов и партнеров.

Подобрать шрифт для логотипа: с чего начать?

Каждый шрифт имеет индивидуальность и передает определенное настроение. Чтобы решить, какой шрифт использовать для логотипа, вначале нужно ответить на базовые вопросы о позиционировании фирмы:

  • Кто ее целевая аудитория?
  • В чем ценности бренда?
  • В какой тональности он хочет общаться с ЦА?
  • Какие главные черты компании должны раскрываться через логотип?

  • Можно ли в вопросе, как выбрать шрифт для логотипа, ориентироваться на пример глобальных брендов? В некоторых моментах.

    Если посмотреть на логотипы всемирно известных корпораций, которые за десятилетия существования приобрели статус love-brands, то в них преобладает один и тот же шрифт — Helvetica. 

    Чем это объясняют маркетологи?

  • Во-первых, эпохой. Большинство из этих компаний создали свой узнаваемый дизайн в 1960-1970-е годы, когда этот шрифт был прогрессивным и неизбитым трендом.
  • Во-вторых, качествами самого шрифта. Он отлично сбалансирован по соотношению между толщиной начертания букв и пространством внутри букв и между ними. Слова благодаря Helvetica выглядят нейтрально, аккуратно и гармонично. То что нужно для компании, которая дорожит репутацией и старается нравиться самым разным людям.
  • Сегодня задача выбрать шрифт для логотипа из многообразия доступных может оказаться намного сложнее. Рассмотрим основные виды шрифтов и их свойства:


    Если говорить о форме букв, то:

  • округлые шрифты ассоциируются с бесконечностью;
  • квадратные — с основательностью и надежностью;
  • овальные — с инновационностью и технологичностью;
  • треугольные — с активностью, динамикой и жизненной энергией.
  • Предложив 3 тысячам респондентов оценить 100 логотипов мировых брендов, международное брендинговое агентство Siegel+Gale выяснило, что легче запоминаются четкие и простые лого. 

    Если говорить об особенностях восприятия, связанных с типографикой, то эмблемы с геометрическими, рублеными и гротескными графемами были названы мощными.

       


    А шрифт для логотипа с засечками делает его традиционным и консервативным, вызывая уважение.


       

    О чем расскажут размер и наклон букв

    Прописные или строчные, курсивные, жирные или подчеркнутые — в графемах можно закодировать существенные смыслы:

  • Важно сразу указать на значимость, размах, высокий статус и вертикальную иерархию бизнеса — составляйте шрифт для логотипа только из заглавных букв.

  •    

  • Хотите подчеркнуть демократичность, доступность, открытость общению и дружелюбие — используйте только строчные.
  •   


  • Крафтовость, творчество, заявка на оригинальность требуют немного небрежных рукописных букв.
  •    

  • Эксклюзивность, высокий ценовой сегмент, возведенное в традицию качество — обо всем этом выразительно говорят каллиграфические графемы.
  •    

  • Лучший шрифт для логотипа, транслирующего скорость и уверенность, энергию, спортивную направленность, активность — наклонный без засечек.
  •    

    Шрифт может стать выразительным и заметным элементом фирменного стиля. Иногда даже определяющим — это зависит от общей концепции айдентики: оригинальные и узнаваемые графемы приобретают большую значимость.

    Выбрать шрифт для логотипа: важные правила

    Выбор шрифта для логотипа нужно делать, одновременно оценивая его художественную ценность (как изображения) и функциональные возможности.

    Ключевые рекомендации:

  • Соответствие стиля типографики позиционированию бизнеса и архетипу бренда. Но при этом важно не пойти по проторенной дорожке. Уйти от шаблонных решений и отстроиться от конкурентов.
  • Читабельность и неизменная четкость букв. В большом и малом размере, при сжатии и растягивании надписи все элементы графем должны сохраняться. Иначе в них нет необходимости.
  • Соответствие формы и начертания букв другим элементам логотипа. Или сознательный контраст. Надпись сложным винтажным или рукописным шрифтом может стать логотипом сама по себе, без изображения.
  • Грамотное использование кернинга — пространства между буквами. Оно может сделать логотип легким и открытым или, наоборот, зажатым и темным.
  • Контрастность с фоном, достаточная для мгновенного распознавания букв.
  • Один, максимум два шрифта в лого.
  • Размер от 8 до 18 пунктов.
  • Рекомендуемое выравнивание — по центру или по левому краю (конечно, если лого ориентирован на страны, где читают и пишут слева направо).

  • Выбирая шрифт для логотипа, не стоит ориентироваться только на тренды — они не вечны. Успешный бренд может пережить не один десяток актуальных шрифтов. Целесообразнее исходить из ценностей и позиционирования компании.

    Что дает компании собственный оригинальный шрифт?

  • Помогает создать единый и уникальный фирменный стиль.
  • Привлекает внимание.
  • Добавляет репутационные плюсы, говоря о креативности, стремлении быть особенной, серьезном отношении к своему бренду. Косвенно — о солидности, ведь очевидно, что персональный набор графем означает немаленькие затраты. Хотя, если ваша целевая аудитория — не профессиональные дизайнеры, нюанс с собственной типографикой она может и не распознать.

  • Интернет предлагает большой простор для экспериментов и много возможностей выбрать крутой и красивый шрифт для логотипа. Есть сервисы подбора, где можно оценить сотни вариантов и понравившийся шрифт для логотипа скачать бесплатно.

    Но все эти наборы шрифтов — только базовый рабочий материал. Стать инструментом для выражения сущности и характера бренда типографика может только в руках профессионала, который владеет приемами дизайна и понимает психологию его восприятия.