Как появляются смешные названия лекарств

– Добрый день, есть у вас «Молот Тора»? Дайте мне два.

Такой диалог вполне возможен в любой нашей аптеке. 

Почему названия лекарств оказываются сложными, смешными или странными? Причина в точности нейминга, конечно же. Для лекарственных средств и парафармацевтики (к ней относятся БАДы, косметика по уходу, санитарно-гигиенические изделия и пр.) существуют собственные правила создания наименований. Но не исключены и общие подходы. 

Как ищут названия для лекарства

Каким оно вообще должно быть, название для лекарства? Начнем с того, что лекарственные средства (ЛС) — не обычный товар. 

Значительная их часть продается по рецептам. И это значит, что простота и благозвучность названия тут отступают на второй план: важнее, чтобы препарат легко запоминали специалисты — врачи и фармацевты. А пациент купит то, что написано в рецепте или лекарство с тем же действующим веществом, но по более приятной цене (снова-таки, по совету специалиста аптеки).

Очень часто именно на действующее вещество и указывает название препарата: 

  • «Ацестад» — ацетилцистеин+Stada (производитель);

  • «Ацекор» — ацетилсалициловая кислота;

  • «Пелорсин» — экстракт пеларгонии;

  • «Неладекс» — неомицин+дексаметазон;

  • «Протех» — протионамид;

  • «Простекс» — простатилен.

«Про тех простексов, которые побеждают свои неладексы» — неплохое название для учебника жизни?

 

В названиях рецептурных и безрецептурных ЛС используется много разных смысловых якорей: отсылка к составу, классу препарата, самой болезни, больному органу и возрасту пациента.

На это словотворчество работают множество приставок: анти-, апи-, артри- и артро-, ато-, био-, бронхо-, беби-, визи-, вазо-, вести-, вита-, вено-, гемо-, гепо-, гастро-, гидро-, диа-, дента-, дерма-, имуно-, лакти-, назо-, нео-, нерво-, нефро-, ото-, оти-, офта-, проста-, ревма-, рина-, томо-, тромбо-, уро-, фарма-, херба-, фито-, хондра-.

Некоторые новые слова оказываются похожими на другие, всем известные, и вы видите действительно смешные названия лекарств: «Дерма PRO», «ПростоКлин», «Нервиплекс».


 

Честные смешные названия лекарств с иллюстрациями

Еще один способ — сразу заявить о том, из чего сделано средство, зачем оно нужно, как его применять и даже на что мазать. Часто это бывает легко, понятно и даже мило:

   

Иногда — ну просто очень в лоб. 

 

А бывает, что абсолютно честно, но получаются смешные названия лекарств.

                        

Покупателям привычнее понимать надпись на упаковке прямо: что указано, то и предлагается. Поэтому названия наоборот — когда сообщается, от чего лекарство, выглядят комично. 

Вы бы купили сок «Депресин»? А печенье, на котором написано «Диарея»? Но в контексте аптечных витрин посыл понимается правильно, хотя и с улыбкой. 

        

Игра в ассоциации

Самый интересный способ создавать новые слова — выстраивать ассоциации. Это не очень привычно для покупателей лекарств, хотя есть вполне красивые и при этом ясные названия:

  • «Адажио» — для стабилизации настроения;

  • «Авеню» — препарат для легкой походки;

  • «Анаконда» — крем-бальзам по рецептам восточной медицины для снятия мышечного напряжения ;

  • «Виаль» — снятие легкого раздражения глаз;

  • «Корсар» — снижение артериального давления;

  • «Рапира» — для разжижения и выведения мокроты из легких;

  • «Фривэй» — расширение бронхов;

  • «Эдем» — препарат от аллергии;

  • «Бай бай байт» — защитный крем от комаров;

  • «Зоркий» — добавка для улучшения зрения;

  • «Экватор» — препарат для нормализации артериального давления.


 

Деликатная тема  — средства для потенции и лечения эректильной дисфункции. И тут размах маркетологов порой зашкаливает. 

«Молот Тора» как раз из этого ряда. Как и «XL-супер». Препараты с такими названиями практически обречены на то, что и пациенты, и аптекари называть их будут «вот это средство». Так имя, рассчитанное на убедительный эффект, в итоге превращает обеспечивает лекарству инкогнито. 

Вот «Могинин» — уже посдержаннее. Но «Факел» и «Тегрум» — гораздо лучше. 

      

   

Есть и такие ассоциации, которые сложно проследить. Возможно, по замыслу это просто должно было звучать красиво или интригующе?

  • «Паллада» — глазные капли;

  • «Арфа»  — диетическая добавка;

  • «Джаз» — контрацептив;

  • «Алкалайн» — снимает алкогольную интоксикацию;

  • «Тук тук» — капсулы от укачивания;

  • «Свитанок» — нормализует функцию печени;

  • «Кришталь» — нормализует кровообращение.


Если вас улыбнет название «Цунами» для средства, улучшающего функции мочевыделительной системы, вы поспешите с выводами: похоже, имеется в виду, что ЛС смывает вредные бактерии (не дает им прилипать к слизистым оболочкам органов).

 

Думаете, что комод предназначен для хранения вещей? Не только. КОМОД — специальный вид клапана, который регулирует дозировку капель. Так что провизор в аптеке, услышав слово «комод», предложит вам даже несколько на выбор.

 

А вот почему средство для профилактики катаракты называется «Факовит»? Мы не нашли ответ.  

 

Почти по-украински

По разным причинам названия некоторых ЛС похожи на слова украинского языка. И даже на целые предложения.

Когда действующее вещество начинается с АЦЕ-, название получается очень назидательным: «Астраце», «Ацесоль»,«Тритаце». 

Бывают и как бы глаголы: «Торадив», а то «Вприв». Кстати, первый препарат производится в Украине.

«Такни» — мнительный препарат. «ПанГастро» прибыл из Словении.

А вот «Гайномакс» — это нехорошо. 

Кстати, названия некоторых трав по-украински тоже звучат неожиданно: 

  • Череда — причепа.

  • Пастушья сумка — грицики.

  • Багульник обыкновенный — багно звичайне.

  • Аир — лепеха.

  • Ќалендула — нагидки.

  • Девясил — оман.

С нежностью к нам

Названия лекарств бывают не только сложными, но и ласковыми. Иногда это детские препараты: «Амизончик», «Боботик», «Кашлик», «Лактазик».

А иногда просто такое смешное название лекарства от иностранного производителя:

  • «Ромазик» — снижает уровень холестерина. А мог бы называться по действующему веществу — розувастатин. Тоже наводит на разные мысли. 

  • «Теночек» —  снижает артериальное давление.

  • «Видисик» — глазной гель.

Как много новых имен

Если соберетесь создать какой-нибудь фэнтези-эпос, смело открывайте «Компендиум»: в алфавитном указателе найдется множество новых имен. 

Женских больше, и значительная часть из них принадлежит гормональным препаратам: Арида, Артрида, Алендра, Альбела, Белиса, Валерика, Гиления, Жанин, Клодия и Клайра, Миланда, Эсмия, Ярина, Юджика. 

Есть имена и для волшебниц: Жастинда, Астазандра и Чарозетта. 

Мужские имена на аптечных полках редки: Алексан, Илон, Гик и Гек. 

  

Непривычный порядок букв

Некоторые названия похожи просто на опечатки. Именно поэтому их легко запомнить. А если даже запомните неточно, в аптеке вас быстро поймут. 

Еще одна доза смешных названий лекарств с иллюстрациями:

  • «Моделль» — контрацептив.
  • «Этсет» — снижает уровень холестерина.
  • «Серокс» — лечит патологии опорно-двигательного аппарата.
  • «Судорега» — средство от эпилепсии.
  • «Бенефикс» — препарат для лечения гемофилии
  • ​«Адвокард» — кардиологическое ЛС.


 

Если вы считаете, что проще для всех было бы называть лекарства по действующему веществу, попробуйте запомнить и быстро сказать что-то из этого: оксалиплатин, паклитаксел, инфламафертин или периндоприл + индапамид.

Хотя транслитерации отдельных иностранных названий воспроизвести не менее сложно:  «Оциллококцинум», «Флуимуцил», «Дермопьюрифаер», «Шаллакихилс» или вот еще — «Цимицифуга».

Другие примеры: несложные названия, но с нетипичным для русского языка сочетанием букв. Попробуйте озвучить «Пермизззол», не потеряв ни одной З, или выговорить «Щизарен».

  

Резюмируем 

Фармпроизводители не всегда тщательно выбирают имена для своих новых продуктов. Но и поместить в одно короткое слово информацию о составе и предназначении препарата — сложная задача.  

Кроме того, признаем: даже самые смешные названия лекарств не помешают им хорошо продаваться, если они полезны людям, имеют мало аналогов и при этом — конкурентоспособную цену.

следующая статья

Смотрите также

Заказать  в один  клик
Логотип
Фирменный  стиль
Упаковка /  этикетка
Дизайн  полиграфии
Нейминг /  слоган
Спасибо за заявку!

Мы скоро с вами свяжемся!